Верховный суд РК
smarter
info О нас:

История казахского суда берет свое начало с древних времен, когда народные традиции, обычаи, религиозные каноны служили законами в казахской степи. На огромном пространстве от Черного моря до Алтайских гор образовывались, сменяя друг друга государства саков, гуннов, уйсунов, тюрков, карлуков, где действовали законы, свидетельства о которых мы находим в многочисленных источниках по истории государства и права. Это убедительно доказывает в научном труде "Древние тюрки" замечательный исследователь, большой знаток истории Евразии Л. Гумилев.


Одним из основоположников судебно-правовых уложений казахского ханства был Майкы би - крупный дипломат и общественный деятель, советник Чингисхана. Усиление и укрепление государства связано также с именем Касым хана - сына Аз Жанибек хана. При его правлении впервые в истории была проведена систематизация правовых обычаев и норм, получившая название "Правда Касым хана". Заметный вклад в развитие правовой системы казахского общества внес Есим хан. Он значительно усилил воинские законы, повысив ответственность воинов, что было связано с необходимостью защиты от захватнических устремлений джунгар. В конце XVII века Аз Тауке, Толе би, Казбек би, Айтеке би создали "Жетi Жаргы ", которые по сути стали непосредственной системой законов, кодексом судебной власти. Однако, поскольку этот свод правил дошел до нас в устной форме, общество не восприняло эти уставы официально как кодекс. Тем не менее, выпестованные тысячелетиями в недрах национальных традиций, общественных явлений в системе государства казахской нации, эти законы сослужили в свое время добрую службу народу.


Первым председателем отдела Верховного суда РСФСР, организованного 11 апреля 1923 года, был назначен Нигмет Нурмаков, который с октября 1921 года возглавлял Верховный революционный трибунал. Следует особо отметить роль Нигмета Нурмакова в становлении Верховного суда, Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Казахстана. После работы министром юстиции и генеральным прокурором Казахской АССР в конце 1924 года Н. Нурмаков был назначен председателем Совета Народного Комиссариата республики (нынешний премьер-министр). В 1931-1937 годах был заведующим отделом коллегии ВЦИК. А в 1937 году, как многие другие ни в чем не повинные патриоты, стал жертвой сталинских репрессий.


Самой сложной проблемой было решение вопросов ведения судебных дел на казахском языке. В связи с острой нехваткой национальных кадров практически невозможно было обеспечить ведение судопроизводства на казахском языке. В докладе Т. Мукашева привлекают внимание некоторые факты6. В 1924 году на нынешней территории Казахстана существовали Акмолинская, Семипалатинская, Актюбинская, Бокеевская, Костанайская, Оренбургская, Уральская губернии и Адайский уезд. Затем к ним присоединились Жетысуйская, Сырдарьинская губернии и Каракалпакская автономная область. Всеми этими судами на огромной территории руководило Казахское отделение Верховного суда. Если сказать точнее, на 2 845 275 квадратных метрах площади защищали права 6 216 672 граждан 4 губернских, 3 областных и Адайский уездный (на правах областного) суды.


С 1985 года в Советском Союзе наметился большой поворот к демократизации общества, из деликатного политического положения в перестроечный период государство сумело выйти с достоинством, не обостряя политическую ситуацию в стране. Результатом этого стало то, что союзные республики получили суверенитет, став независимыми государствами, добровольно выйдя из состава Союза. В этом контексте для народов Казахстана историческим событием стал закон, принятый Верховным Советом Казахской ССР 24 апреля 1990 года "О введении должности Президента Казахской ССР и внесении дополнений в Конституцию Казахской ССР", и постановление Верховного Совета от 24 апреля 1990 года "О Президенте Казахской Советской Социалистической Республики", в корне изменившие общественный строй и государственную структуру Республики Казахстан. А принятая 25 октября 1990 года "Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики" явилась предпосылкой достижения независимости, о которой казахский народ мечтал испокон веков. 16 декабря 1991 года был опубликован Конституционный закон Президента Н. Назарбаева "О государственном суверенитете Республики Казахстан", который возвестил всему миру о независимости нашей страны. Этот день стал поистине историческим днем, национальным праздником народов Казахстана.

28 января 1993 года увидел свет основной Закон суверенного Казахстана - Конституция, отвечающая новому общественному и государственному строю. Казахстан укрепил свой международный авторитет, в стране возникли новые социально-общественные и политические отношения. Кроме того, Республика Казахстан провозгласила, что строит правовое государство. Все это диктовало необходимость проведения кардинальной правовой реформы, более полно отвечающей новому общественно-политическому, социально-экономическому и международному статусу молодого государства. Постановление Президента "О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан" от 12 февраля 1994 года стало историческим документом, утвердившим приоритетные направления реформы судебно-правовой системы. Справедливый и независимый суд; высококвалифицированный, беспристрастный судья, назначаемый на постоянной основе; улучшение социально-бытового обеспечения судей - на этом основаны объективное правосудие и достойная жизнь служителей Фемиды, и именно этим подчеркнута важность и неизмеримая ответственность судей за результаты своей работы, социальная защита чести человека в мантии. Социально-бытовые вопросы рассматривались как одна из важнейших проблем. Этим постановлением были четко регламентированы структура судебных органов республики, полномочия судей, вопросы судейских кадров. Верховный суд был признан высшей инстанцией судебной власти, в компетенцию которого входила кассационная, надзорная, контролирующая деятельность над работой нижестоящих судов, а также он был признан органом, дающим разъяснения по вопросам судебной практики и применения законодательных актов. Были определены структура и состав судебных органов. Было предусмотрено, что в Верховном суде все внутрихозяйственные вопросы, все вопросы, связанные с отправлением правосудия, обеспечением для этого судей всем необходимым - все эти заботы отныне возлагались на руководителя аппарата. Ныне состав областных и городских судов идентичен, военные суды на территории Казахстана по всей компетенции и выполняемым задачам могут войти в состав пленума Верховного суда республики. Институт народных заседателей был упразднен. Следующим шагом Президента республики в реформировании судебной системы стал Указ 1995 года, имеющий силу конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан". Закон утвердил определяющий статус независимой судебной власти - одной из равноправных ветвей единой государственной власти.

75-летняя история Верховного суда - сложный путь к совершенствованию системы правосудия, борьбы за торжество справедливости и гуманизма. Казахское общество достойно прошло этот путь, вынеся из опыта прошлого главное - только компетентный и независимый суд может быть гарантом законности и справедливости.

1. Полное собрание Российских законов " XXII, № 164. с. 82. 

2. ЗСУ РСФСР, 1919. № 13. с. 132. 

3. ГЦА РК. Ф. 251, оп 1 "а" дело 16. 

4. ГЦА РК. Ф. 251, оп 1 "a " дело 63. 

5. ГЦА РК. фонд 251, оп 1 "a ", дело 63. 

6. ГЦА РК. фонд 251, оп 1 "а", дело 74. 

7. ГЦА РК. фонд 5, оп. 17, дело 106. 

8. ГЦА РК. Фонд 5, оп. 17, дело 106. 

9. Ведомости Верховного Совета СССР, 1956, № 9, с. 119 

10. Заседание Верховного Совета Казахской ССР четвертого созыва, с. 212. 

11. Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, № 18, 1978, с. 7-10.

События:
На данный момент ничего не размещено

Вы здесь работаете? Зарегистрируйтесь и загрузите ваши события

Статьи:
На данный момент ничего не размещено

Вы здесь работаете? Зарегистрируйтесь и загрузите ваши статьи Вы